ЛОВУШКИ БИНАРНОГО МЫШЛЕНИЯ С точки зрения анатомии, мозг у гения и дурака идентичны. Опыт и знание – тоже не залог эффективного использования извилин. Всё дело во внутренних алгоритмах. Один из таких алгоритмов – бинарное мышление. Это базовая функция, которая нужна для быстрого решения простых задач. Это выбор между да-нет, плохо-хорошо, нравится-не нравится, свой-чужой. Она присутствует у бактерий, червей и прочих простых форм жизни. У нашего тела есть особенность, оно стараться максимально упрощать все внутренние процессы. Лень – это естественное состояние, призванное экономить ресурсы. Примерно так же работают смартфоны, которые редко задействуют 8 ядер, чаще обходясь парой. Наш мозг пытается сложные задачи решать простыми способами, полагаясь на логику «И так сойдёт». И мы ведёмся на такую уловку, особенно если это становится нормой общества, частью культуры и даже национальной идеей. Философ С.Аверинцев (культуролог, филолог, историк, библеист) утверждал, что русское общество особенно сильно застряло в бинарном способе мышления. Нашим сдерживающим фактором стало Православие. В этой религии философия строится на выборе из двух вариантов, всегда нужно принимать какую-то сторону и третьего не дано. В нас сформировалась «культура бескомпромиссного отношения». Даже католицизм не такой строгий, в котором, к примеру, наряду с адом и раем есть чистилище. С приходом атеистически настроенной советской эпохи не изменилось ровным счётом ничего. Рождение новой страны шло под лозунгом «Кто не с нами, тот против нас». Затем пол века истреблялись все, кто был способен смотреть на реальность с различных точек зрения. Нам очень сложно договариваться, плохо видим альтернативные варианты, с большим трудом принимаем точку зрения других людей. Это влияет на атмосферу в семьях, на развитие бизнеса, на выстраивание политики с другими странами. О проблемах бинарного мышления знали давно. Так Будда говорил, что природа обычного ума двойственна и это удерживает человека в сетях невежества. Эта двойственность проявляется в элементарной логике, а человеку разумному необходимо развивать парадоксальную и абстрактную логику. Основатель джайнизма Махавира (современник Будды) демонстрировал на практике, что такое недвойственность. На вопрос «Есть ли бог?» он отвечал: возможно «да», возможно «нет»; язык беден, мне трудно выразить – возможно «да и нет», или «ни да» и «ни нет». Мысли, как радуга (не два цвета, а градиент). Парадоксальное мышление (непривычное, оригинальное, противоречащее себе) – основа многих учений: Дзен, Даосизм, Софистика (в Древней Греции),.. Но в этом нет мистики. Речь лишь о взвешенном восприятии информации, принятии её с различных точек зрения, умении подвергать свои же идеи конструктивной критике (объективность, беспристрастность, независимость от эмоций, отказ от шаблонов и предубеждений). Парадоксальное мышление – это и амбивалентность (расщепление) – когда мы имеем не только противоположные мнения, но и полноту чувств. Это как прыгнуть с тарзанки и наряду со страхом испытывать радость; как любить и ненавидеть; как тащиться от боли в тренажерном зале. В йоге говорится: «Узнать о двойственности ума» - первая ступень к освобождению (эта фраза имеет более сложный контекст).